Обеспечение развивающей предметно-пространственной среды
Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.
Стоит подчеркнуть необходимость создания единого пространства детского сада: гармонии средь; разных помещений групп, кабинетов и музыкального зала.
Вся организация педагогического процесса детского сада предполагает свободу передвижения ребенка по всему зданию, а не только в пределах своего группового помещения. Детям доступны все функциональные пространства детского сада, включая те, которые предназначены для взрослых.
Конечно, доступ в помещения для взрослых, например в методический кабинет, кухню или прачечную, ограничен, но не закрыт, так как труд взрослых всегда интересен детям. Способность детей-выпускников свободно ориентироваться в пространстве и времени помогает нам легко адаптироваться к особенностям школьной жизни,
Где позволяют условия учреждения, то педагоги обустраивают места для самостоятельной деятельности детей не только в групповых помещениях, но и в спальнях, раздевалках, холлах. Все это способствует эмоциональному раскрепощению, укрепляет чувство уверенности в себе и в некоторых помещениях детского сада (в музыкальном зале) находятся специальные информационно - коммуникационные средства, позволяющие усиливать эффект погружения в воображаемую ситуацию с помощью проекций виртуальной реальности, мультимедийных презентаций. Значительную роль в развитии дошкольника играет искусство, поэтому в оформлении детского сада большое место отводится изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Картины, скульптуры, графика. роспись, витражи, декоративные кладки, изделия народного прикладного искусства и т. д. с детства входят в сознание и чувства ребенка. Они развивают мышление, нравственно-волевые качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к труду людей.
Продукты детской деятельности в качестве украшения интерьеров детского сада насыщают здание особой энергетикой, позволяют дошкольникам понять свои возможности в преобразовании пространства.
Развивающая предметно-пространственная среда организована по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3-5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Предусмотрены «утолки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать. Такие утолки созданы, перегородив пространство ширмой, стеллажами разместив там несколько мягких игрушек, книг, игр
для уединившегося ребенка. В группе созданы различные центры активности:
• «Уголок познания» обеспечивает решение задач познавательно- исследовательской деятельности детей (развивающие и логические игры, речевые игры, игры с буквами, звуками и слогами: опыты и эксперименты);
• «Уголок творчества» обеспечивает решение задач активизации творчества детей
(режиссерские и театрализованные, музыкальные игры и импровизации, художественно-речевая и изобразительная деятельность):
• «Игровой уголок», обеспечивающий организацию самостоятельных сюжетно- ролевых игр;
• «Литературный утолок», обеспечивающий литературное развитие дошкольников;
• «Спортивный утолок», обеспечивающий двигательную активность детей.
Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенна
трансформируемая, полифункциональная вариативна, доступна и безопасна.
1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различны?: составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм н т.д.;
4) Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр. игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей: периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих
игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность: свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности:
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для различных психолого-педагогических задач
Психолого - |
Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды |
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка |
Для обеспечения эмоционального благополучия детей обстановка в |
Развитие самостоятельности |
Среда вариативна состоит из различных площадок (мастерских, |
Создание условий |
Игровая среда стимулирует детскую активность и постоянно |
Создание условий |
Среда насыщена, и предоставляет ребенку возможность для |
Создание условий |
Стимулируя детей к исследованию и творчеству, педагоги |
Создание условий самовыражения средствами искусства |
Образовательная среда обеспечивает наличие необходимых |
Создание условий |
Среда ДОУ стимулирует физическую активность детей, присущее Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) |